Официальный блог воспитателей МБДОУ "Детский Сад №293 города Челябинска"
Половинкиной Елены Геннадьевны и Гареевой Юлии Сергеевны
среда, 12 марта 2014 г.
Полезные советы
для родителей по воспитанию талантливых и одарённых детей
♦ Выявив одаренного или талантливого ребенка, не спешите
«возводить его на трон необычности». Помните, что ему учиться, общаться
взаимодействовать с нормальными детьми.
♦ Будьте предельно внимательны к такому ребенку. Помните
— одаренный или талантливый ребенок нуждается в индивидуальном подходе больше
остальных детей.
♦ Помогайте таким детям управлять своими способностями.
Помните, что одаренным детям трудно нести груз своей одаренности.
♦ Работайте совместно с семьей талантливого ребенка,
попутно обучая родителей правильно себя вести со своим нестандартным ребенком.
Помните, что они еще более беспомощны, чем их одаренные дети
♦ Используйте ярко выраженные способности одаренного
ребенка в работе с другими детьми. Помните, этим вы формируете положительное
отношение к нему со стороны сверстников.
♦ Создавайте условия для развития способностей нестандартного
ребенка. Помните, одаренный ребенок живет в своем замкнутом мире, не разрушайте
его хрупкие границы.
♦ Формируйте у ребенка правильное понимание своей
исключительности: способности порождают не только права, но и обязанности перед
одноклассниками, родителями, учителем. Помните, он такой же ребенок, как и все,
и ему не нужен такой тяжелый груз ответственности.
♦ Никогда не противопоставляйте успехи талантливого
ребенка и обычного ученика. Помните, это не его заслуга, а маленькие успехи
обычного ученика — плод его личных усилий.
♦ Работая с талантливым учеником, старайтесь сами
проявлять творчество. Помните, овладевая элементами творчества, вы становитесь
ближе к одаренному ребенку.
Консультация для родителей
«…одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые, по оценке
опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие
достижения».
Исходя из этого определения, только
специалисты могут официально утверждать, что у ребенка есть признаки
одаренности. А как быть тем родителям, которые в силу каких-то причин не могут
обратиться к необходимым специалистам? Здесь можно посоветовать родителям
воспользоваться методами первичной диагностики одаренности.
Ученые выделили несколько сфер проявления
одаренности:
1. Двигательная (психомоторная) сфера.
Предполагает наличие у ребенка хорошей
зрительно-двигательной координации, владение своим телом, интерес к занятиям,
требующим физической нагрузки.
2. Интеллектуальная сфера.
Предполагает высокий уровень развития
мышления, памяти, позволяющий успешно решать различные задачи.
3. Сфера академических достижений.
Предполагает быстрое продвижение в
различных областях знаний, таких как математика, чтение, естествознание и т.п.
4. Креативность.
Предполагает стремление к творческим,
нестандартным решениям, независимость в суждениях, гибкость в решении проблем.
5. Общение и лидерство.
Предполагает легкость в общении,
принятие на себя ответственности, умение быть партнером.
6. Сфера художественной деятельности.
Предполагает интерес к художественным
занятиям и получение удовольствия от них, успешность в различных областях
искусства: музыке, изобразительной деятельности.
Как определить и раскрыть одаренность
ребенка
У детей одаренность определяется по
высокому темпу развития. В этом случае родителям необходимо знать, в каком
направлении или в каких областях ребенок опережает возрастные нормы развития.
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно наблюдать за ребенком. Наблюдая,
лучше всего фиксировать увиденное и услышанное в терадке-дневнике по следующим
параметрам:
1. Физическое развитие (здоровье):
особенности развития психомоторики.
2. Развитие познавательной сферы:
познавательная активность, словарный запас, наблюдательность, внимание, память,
мышление.
3. Социальное развитие, личностные
особенности: общительность, лидерство, морально-нравственные качества.
4. Игровая деятельность: виды игр,
предпочтения игр и ролей, смена игр, способность к имитации, подражанию.
5. Склонности и одаренность: интерес к
творческим видам деятельности и успешность в них, проявления высокой
познавательной активности, устойчивость и смена интересов, увлечения.
Сильное стремление к познанию
способствует накоплению знаний, быстрому развитию мышления и речи в дошкольном
возрасте. Ребенок развивается с опережением. Эти особенности выделяются как
показатели детской одаренности.
Существуют определенные социальные
факторы, которые способствуют развитию одаренности. Перечислим основные из них:
1. Наиболее одаренный ребенок в семье –
старший или единственный.
2. У ребенка есть герой для подражания.
3. Отец в семье значительно старше
матери.
4. Ранняя смерть родителей.
5. Ребенок должен чувствовать себя
принимаемым, его должны поддерживать (хотя бы в узком кругу).
Далее приводится несколько советов о том,
как предпочтительнее вести себя с одаренным ребенком. Такой стиль поведения в
дальнейшем будет способствовать развитию одаренности.
Рекомендации родителям одаренного ребенка
• Я буду внимательно слушать тебя: твои
чувства и мысли. Я услышу твою боль, твои мучения, твой гнев, печаль, радость.
• Я буду уважать тебя и твои решения,
которые ты принимаешь по отношению к себе.
• Я могу не соглашаться с тобой, но я
буду всегда уважать тебя и твою правду (найденную тобой).
• Я буду подбадривать и поддерживать
тебя, чтобы ты пробовал новое, но я никогда не буду толкать тебя силой.
• Я учусь у тебя и открыт(а) новому
опыту, который я познаю в общении с тобой.
Для того, чтобы одаренный ребенок развил
свои потенциальные возможности, члены семьи должны стать ему друзьями и
наставниками. Желательно
научиться разговаривать и терпеливо выслушивать ребенка.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)