Официальный блог воспитателей МБДОУ "Детский Сад №293 города Челябинска"

Половинкиной Елены Геннадьевны и Гареевой Юлии Сергеевны

воскресенье, 16 июня 2013 г.


Дидактические игры по  теме «Лето»



«От какого дерева лист?»

(3—7 лет)

Задачи:

активизировать знания об особенностях формы листьев деревьев и расцветки в летний период (вторая младшая группа — 2—3 дерева; средняя — 3—4; старшая — 4—5; подготовительная к школе — 6—7 деревьев);

развивать быстроту реакции, умение ориентироваться на местности, память, активный словарь;

формировать интерес к природе, желание как можно больше о ней узнать.

 Оборудование: листья разных деревьев.

* * *

По представленному воспитателем листу от дерева дети дол­жны его быстро найти на участке детского сада, встать около него, назвать дерево, цвет и форму листа.



«Полезные — ядовитые растения»

(6—7 лет)

Задачи:

закреплять знания о полезных и ядовитых растениях июня;

развивать быстроту реакции, память, точность движений;

формировать интерес к родной природе.

 Оборудование: мяч.

* * *

Воспитатель по очереди, стоя в круге детей, бросает мяч ребенку и просит назвать полезное или ядовитое растение июня и отдать мяч обратно ему в руки. Дети, которые ошибаются или затрудня­ются, могут попросить помощи у круга: «Круг, кружочек, подскажи, дружочек». Затем воспитатель предлагает детям проверить их знания о растениях. При назывании им полезных растений дети должны поднимать руки вверх, а при назывании ядовитых — опус­кать вниз.

Примерный перечень растений: полезные (донник желтый, чабрец, ромашка, земляника, крапива, мышиный горошек, овсяница луговая, тимофеевка, лисохвост, цикорий, шалфей, клевер); ядовитые (белена, вороний глаз, дурман, наперстянка, лютик едкий).

 « Где что растет?»

(6—7 лет)

Задачи:

-активизировать, закрепить знания детей о месте произрастания лекарственных растений, кормовых, медоносов, овощных, хлебных злаков; развивать память, быстроту реакции, точное движений.

 Оборудование: то же.

***

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет лекарственное растение, кормовые, медоносы, овощные, хлебные злаки. Ребенок должен ответить, где они растут. Если ребенок не отвечает этот же вопрос задается следующему.


«Как дикие животные живут летом»

(4—6 лет)

Задачи:

-активизировать знания об общих закономерностях сезон­ных изменений в жизни

знакомых диких животных (сред­няя группа — белка, еж; старшая — заяц, волк, медведь, лиса, белка, еж и др.) в летний период (внешний вид, характер питания, способ передвижения, среда обитания, образ жиз­ни);

-развивать память, логическое мышление, способность уста­навливать причинно-следственные связи, речь;

- формировать интерес к жизни диких животных.

 Оборудование: картинки с изображением диких животных в летний, осенний и зимний периоды.

* * *

Дети вместе с воспитателем отправляются в воображаемый летний лес в гости к его жителям. Но чтобы попасть туда, надо выполнить задание. Воспитатель называет животное, а дети дол­жны из общего количества картинок выбрать ту, на которой оно изображено в летний период, и рассказать об изменениях во внешнем виде, питании, способе передвижения, среде обитания, образе жизни, объяснить причины этих изменений. После того как дети отберут все картинки летнего периода, воспитатель предлагает «погулять» по лесу, изображая по очереди повадки диких животных.



«Разложи по порядку»

(5—6 лет)

Задачи:

-систематизировать знания о сезонных явлениях в природе, их цикличности;

-развивать память, целенаправленное внимание, речь;

-формировать внимательное отношение к сверстнику в груп­повой игре.

 Оборудование: картинки с изображением основных явлений по ирсменам года.

* * *

Воспитатель предлагает детям превратиться в какое-либо время года, выбрать соответствующую данному времени года картинку, выстроиться последовательно, начиная с лета, и рассказать о себе как времени года. В процессе игры дети меняются роля­ми, дополняя рассказ сверстника, не повторяя того, что было уже сказано.

Воспитатель предлагает детям выучить маленькое стихотворе­ние «Времена года» (немецкая народная песня) и спеть песню под знакомую вальсовую музыку.

«Придумала мать дочерям имена:

Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

 Приходит весна — зеленеют леса

И птичьи повсюду звенят голоса.

 А лето пришло — все под солнцем цветет,

 И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды,

 Дают урожай и поля, и сады.

 Зима засыпает снегами поля.

Зимой отдыхает и дремлет земля.»



«Времена года»

(4—6 лет)

Задачи:

-систематизировать знания о сезонных явлениях в природе;

- развивать память, воображение, речь;

- Формировать интерес к природным явлениям, умение со­трудничать при выполнении задания.

 Оборудование: лист ватмана или кусок обоев, на котором накле­ены (нарисованы фломастером) в ряд 4 силуэта дерева, вырезан­ные листья, плоды, цветы дерева (например, яблони), птички.

***

В роли садоводов дети выполняют коллективную аппликацию по теме «Времена года», изображая дерево в разные периоды года. По ходу аппликации и по окончании работы дети рассказывают, почему они выбрали данные детали, к какому времени года они относятся. Начи­нают дети с весеннего дерева и заканчивают зимним, на которое приклеивают птичек. Аппликацию можно сделать и без клея, с помо­щью липучек, бархатной бумаги, кнопок. Выигрывает та группа детей, которая правильно выбрала все детали к определенному сезону, друж­но выполняла задание, правильно описала дерево своего сезона.

 «Собери урожай»

(4—6 лет)

Задачи:

-формировать знания об овощах и фруктах, созревающих летом, способах их хранения;

-культуру взаимодействия со сверстниками в игре;

-развивать произвольное внимание, память, речь.

 Оборудование: картинки (муляжи) с изображением овощей и фруктов, созревающих летом.

***

Дети выступают в роли садоводов и огородников. Воспитатель показывает картинку, а дети должны назвать плод, уточнить, это овощ или фрукт, и подобрать к нему условные обозначения по переработке и хранению: хранение в натуральном виде, сушка, заморозка, консервация, засолка и др. (Количество овощей и фрук­тов нужно отбирать в соответствии с возрастом детей.)

 «Лето в музыке»

(4—6 лет)

Задачи:

-формировать умение по характеру музыки определять со­стояние погоды, соответствующее сезону;

-чувство прекрасного;

-развивать внимание, слуховое восприятие, воображение, па­мять, образную речь.

 Оборудование: фрагменты произведений П.И. Чайковского и А. Глазунова «Времена года» (Лето).

*  * *

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие в му­зыкальное лето. Дети слушают фрагменты музыкальных произведе­ний, а тем рассказывают, что они представляли, слушая музыку. Далее они      рисуют представленные образы и показывают их под музыку в пантомиме.

Поощряются рассказы детей, богатые образами лета, с использованием красивых выражений из стихотворений, песен, эмоционально окрашенные.



 «Возвратим лету память»

(5—6 лет)

Задачи:

-систематизировать знания о летних сезонных явлениях в живой и неживой природе;

-развивать память, умение устанавливать взаимозависимости в природе и жизни людей;

-формировать чувство удовлетворения от возможности по­казать свои знания.

 Оборудование: картинки с изображением летних явлений с шпучкой на обратной стороне.

* * *

Воспитатель в образе Лета приходит к детям и говорит о том, что злая волшебница его заколдовала, поэтому оно не помнит, после какого времени года наступает, какое время года его сменяет, что происходит в природе и жизни людей. Просит детей помочь вспом­нить признаки лета, рассказать о них, чтобы не нарушилось равно­весие в природе. Дети по очереди выходят к столу, на котором ле­жат картинки, выбирают одну, прикрепляют на платье Лета и рассказывают о данном явлении. Если ребенок допускает неточности, ошибки, Лето задает наводящие вопросы, просит детей помочь. Когда платье Лета будет наряжено, оно вместе с детьми водит летний хоровод. Поощряются дети, которые в описании летних явлений используют строки из знакомых стихотворений.



«Ателье летней одежды»



Задачи:

-формировать умение выбирать летнюю одежду из предло­женной, описывать ее, называя детали, качество материала, подбирая по цвету, виду, использованию (спортивная, для игр, прогулки, купания);

-выполнять роли закройщика, портного и заказчика;

-вступать в диалог в соответствии с ролью.
Оборудование: образцы кукольной летней одежды или картинки с изображением предметов летней одежды.

***

Воспитатель предлагает детям поиграть в ателье летней одежды. Определяет роли и действия каждого участника: закройщик принимает заказы, задает заказчику вопросы о том, для чего будет использоваться этот предмет одежды, в какую погоду, о фасоне материале, отделке, пуговицах. Портной «собирает» комплект одежды из отдельных деталей или предметов одежды, называя их и свои действия. Заказчик точно описывает свой заказ: назначение, цвет; качество материала, фасон.

В процессе игры дети меняются ролями. Воспитатель следит за тем, чтобы заказы были разнообразными. (Вопросы и заданий должны соответствовать возрасту детей.)



«Правила безопасности летом»


(4—7 лет)

Задачи:

-формировать знания о правилах безопасности в летнее время (в лесу, на воде, даче);

-осознанное отношение к собственной безопасности жизне­деятельности;

-учить по картинкам определять опасную ситуацию, описы­вать ее и правила безопасности относительно данной ситу­ации;

-развивать логическое мышление, активное внимание.

  Оборудование: картинки с изображением опасных ситуаций в лесу, во время купания, на даче.


* * *

Воспитатель предлагает детям стать спасателями и поработать в службе спасения.

Детям дается задание из предложенных картинок по очереди выбрать те, на которых изображены опасные ситуации, могущие произойти в лесу, затем на воде, или на даче. Один ребенок (потер­певший) описывает ситуацию, а каждый из спасателей рассказы­вает, как он будет ее решать и как ее не допустить. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее решит проблему.



«Что люди делают летом?»

(5—7 лет)

Задачи:

-сформировать знания о том, что летом у сельских тружеников и горожан много работы: на селе, дачах люди выращивают овощи и фрукты (поливают, пропалывают, подкармливают, охраняют от вредителей и неблагоприятных погодных ус­ловий), собирают созревший урожай, перерабатывают про­дукцию (консервируют, сушат, маринуют, засаливают, замо­раживают, варят варенье), на заливных лугах пасут скот, чтобы домашние животные  быстро росли, коровы давали много полезного молока, у овец отрастала густая шерсть; хлеборобы выращивают и собирают хлеб (зерновые); идет сбор и пе­реработка лесных даров; в городах все лето специальные службы ухаживают за цветниками и газонами, моют улицы от пыли;

- уважение к труду взрослых;

-развивать целенаправленное внимание, память, монологи­ческую речь.

 Оборудование: картинки с изображением труда людей в летнее время, зимой и весной.

* * *

Воспитатель предлагает детям разбиться на бригады сельских пни городских жителей, отобрать из предложенных картинок те, мл которых отображен труд людей в летнее время и рассказать от имени тружеников, как они работали летом, какие трудности ис­пытывали и что получили в результате своего труда.


«Собери цветок»


(5-7 лет)

Задача:

- развивать логическое мышление, умение обобщать, клас­сифицировать, объяснять принцип обобщения.



Оборудование: кружки и лепестки для составления цветка (по количеству участников), у каждого цветка на лепестках нарисова­ны объекты, относящиеся к одной обобщающей группе (цветы, птицы, рыбы, звери, насекомые и т.п.)


***

Каждый играющий становится садовником, собирающим и «са­жающим» цветок, состоящий из лепестков с нарисованными рас­тениями или животными, которых можно объединить в одну группу и назвать ее одним словом.



«Соедини точки и узнай, во что превратится гусеница»

(5-7 лет)

Задачи:

-закреплять особенности внешнего вида гусеницы и бабочки;

-развивать точность движения руки, воображение.


* * *

На карточке нанесено изображение гусеницы и точечное изоб­ражение бабочки. Ребенок должен обвести точечное изображение и рассказать, в кого превращается гусеница.


Литература :

1. Алябьева Е.А. Как организовать работу с детьми летом. Ч. 1.- М.: ТЦ Сфера, 2012. (Библиотека Воспитателя).

2. Алябьева Е.А. Как организовать работу с детьми летом. Ч. 2.- М.: ТЦ Сфера, 2012. (Библиотека Воспитателя).


Комментариев нет:

Отправить комментарий