МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАСТРОЕНИЯ У ДЕТЕЙ
Всю методику определения настроения у детей можно разделить на несколько техник, взаимосвязанных между
собой и направленных на анализ ребенком собственных эмоций. Ведь ребенку необходимо разобраться в своем состоянии,
настроении, особенно если он находится в группе сверстников в детском саду, где
неизбежны столкновения интересов.
Через эти техники
мы учим детей «языку чувств». Этот «язык чувств» помогает ребенку заявить о себе, защитить себя,
выразить отношение к другом ребенку и к себе самому, а значит,
помочь себе понять и сформировать положительную самооценку. Человек, познавший
себя, становится более открытым для других, учится принимать остальных детей такими как они есть.
1. Техника определения настроения с использованием цветовой гаммы.
-
цветные карандаши,
краски, мелки:
-
цветная бумага;
-
цветные игрушки:
-
цветные нитки;
-
цветные шары, мячи:
-
окрашивание воды и
т. д.
Мы знаем, го воздействие цвета может вызывать у человека как
физиологический, так и психологический эффект'. При использовании данной
техники мы учитываем тот факт, что эмоциональное отношение к цвету может
характеризоваться либо предпочтением (выбором) определенного цвета либо
безразличием, либо отказом о г того или иного цвета (негативная оценка).
При помощи данной техники можно выявить:
а) направленность ребенка на определенную деятельность:
б) настроение:
в) функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.
2. Танцевально-двигательные и телесно-ориентированные техники
-
жесты:
-
движения;
-
пантомима.
'.Эту технику можно
назвать «языком тела». Она способствует исследованию чувств ребенка, кроме
того, она помогает определить выражение и направление сильных эмоций.
Детям становится
проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать
других. Основой для этой техники являются связь тела и разума, спонтанных движений и сознания, а также
убежденность в том. что движение характеризует личность.
3. Техника определении настроения при помощи воздействия живописи
-
картины с
изображением времен года;
-
портреты;
-
натюрморты;
- пейзажи.
Данную технику можно назвать «пейзажной поэзией» или «поэзией
настроения». При помощи данной техники передаются даже самые тонкие оттенки,
переходы и изменения настроения. При выборе ребенком той или другой картины
необходимо использовать соответствующие стихи.
Пример:
ВСТАЛО СОЛНЦЕ КИСЛОЕ,
СМОТРИТ НЕБО СКИСЛО.
В КИСЛОМ НЕБЕ КИСЛОЕ ОБЛАКО ПОВИСЛО.
ДАЖЕ САХАР КИСЛЫЙ!
СКИСЛО ВСЕ ВАРЕНЬЕ.
ПОТОМУ ЧТО КИСЛОЕ БЫЛО НАСТРОЕНИЕ.
Э. Мошковская
УТРОМ ВЕТКИ
ЗОЛОТЯТСЯ
В ГОЛУБОМ, КАК СОН, ДЫМУ...
ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ СМЕЯТЬСЯ
НЕИЗВЕСТНО ПОЧЕМУ.
В ГОЛУБОМ, КАК СОН, ДЫМУ...
ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ СМЕЯТЬСЯ
НЕИЗВЕСТНО ПОЧЕМУ.
В. Норкин
4. Техника определения настроения с
использованием тактильных
ощущений
ощущений
-
бумага различной
фактуры (жесткая, мягкая, гладкая, шершавая);
-
ткань разной
фактуры (ситец, шелк. мех. драп и т.д.);
-
другие материалы
(кожа, клеенка, пленка теплая и холодная).
Основой для этой
техники являются ассоциации детей, возникающие от прикосновения к различным
материалам, и умении перевести эти ассоциации в мир ощущений и эмоций.
5. Техника
определения настроения при помощи звуков
- голос;
-игра на музыкальных инструментах;
- музыка (звукозапись).
Комментариев нет:
Отправить комментарий