Официальный блог воспитателей МБДОУ "Детский Сад №293 города Челябинска"

Половинкиной Елены Геннадьевны и Гареевой Юлии Сергеевны

воскресенье, 19 мая 2013 г.


«Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания».

Накопление эмоционального опыта ребёнком дошкольного возраста является важным условием его полноценного психического развития, благоприятного пребывания среди сверстников. Психолого - педагогические исследования свидетельствуют о том, что в дошкольном возрасте необходимо развивать такие личные качества, как сочувствие и сопереживание, обогащающие эмоциональный опыт индивидуальной ценности, развитие эмоциональной направленности ребёнка на сверстника. Неразвитость собственных чувств ведёт к нечувствительности к чувствам других. Излишне говорить, о том, какие это имеет далеко идущие последствия.
В настоящее время всё больше вызывает к себе интерес проблема связи чувств и разума , эмоционального и рационального, их взаимовлияния. Эмоциональный интеллект - это явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнёров по общению. Область изучения эмоционального интеллекта является сравнительно молодой и насчитывает чуть больше одного десятилетия. Однако сегодня этой проблемой занимаются специалисты уже по всему миру.
Эмоциональный интеллект начинает развиваться в раннем детстве. Д. Гольман приводит такой пример. Группе 4 - летних детей предложили альтернативу: либо они получат порцию сладостей сразу, либо они получат две порции, но тогда должны ждать, пока взрослый (экспериментатор) вернётся, уладив свои дела. Некоторые из детей взяли сладости сразу, как только взрослый ушёл; другие поддались соблазну после некоторых колебаний и взяли сладости не сразу, а через некоторое время, однако большая часть группа ждала бесконечные 15-20 минут пока взрослый вернётся, и получила в награду двойную порцию. Однако на этом эксперимент не закончился. Через 12 - 14 лет, когда испытуемые заканчивали школу, их обследовали ещё раз. Результаты оказались поразительные: отчётливые социальные различия между терпеливыми и нетерпеливыми детьми, те, кто уже 4 - летним возрасте могли противостоять своим непосредственными желаниями, выросли самостоятельными, социально компетентными людьми, с высоким самосознанием. Они и в юном возрасте могли отсрочить моментальное вознаграждение ради стратегических целей, которые ставили перед собой, лучше справлялись с неудачами. Другие дети были более неуверенными в себе, нерешительными, незрелыми, страдали от зависти и ревности, провоцировали конфликты и даже показали худшие результаты на экзаменах.
Д. Гольман делает вывод: способность противостоять импульсам ради отдельных целей - центральная способность и существенная составная часть эмоционального интеллекта.
Человек, который мыслит как компьютер, не способный чувствовать и понимать чувства, идёт по жизни, как корабль без руля и ветрил. О каких бы решениях в жизни ни шла речь,
правильное решение мы не можем принять без интуитивных сигналов «эмоционального мозга». Эмоциональная сфера -важнейший элемент воли, развитие которой связано со способностью принимать решения и проводить их в жизни.
Однако речь не идёт только о том, чтобы знать собственные чувства и управлять ими. Не менее важно понимать чувства других. Эта способность имеет решающее значение в различных ситуациях социальной жизни - в семье, школе, профессии, - для эмоционального «правильного» (корректного) общения людей друг с другом. Поэтому способность понимать и правильно обходиться с чувствами других людей выражающихся в мимике, жестах, интонациях, словах, - также неотъемлемая составная часть эмоционального интеллекта. Эта способность чувствовать и понимать чувства других называется эмпатией.
Корни эмпатии можно проследить вплоть до младенчества и самого раннего детства. Маленькие дети способны непроизвольно сочувствовать другим людям, когда те плачут, а также растениям и животным. Но будут ли развиты эти естественные задатки эмпатии, зависит не от врождённых способностей, а от воспитания. Исследователи утверждают что детство представляет лучшие возможности формирования эмоционального интеллекта, поскольку именно в этот период идёт активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умение встать на позицию партнёра, учитывать его потребности и чувства).
Что касается прямой работы с эмоциональным интеллектом, то здесь приходится констатировать, что русскоязычной программы пока не разработано.
В МДОУ нами была разработана система развивающих занятий по развитию эмоционального интеллекта, по следующим направлениям: «Я и мои эмоции», «Я и эмоции других людей».
Но мы хотим, чтобы в этой работе приняли участие и Вы, родители. Недаром Д. Гольман указывает на решающую роль родителей, которые могут служить детям наглядным примером эмпатии.
На актуальность данной проблемы указывает многие симптомы жизни нашего общества. Это не только рост проявления жестокости среди подростков и молодёжи, но и статистика разводов, рост депрессии, алкоголизма и самоубийств.







Комментариев нет:

Отправить комментарий