Мальчики:
хорошо ориентируются в новой, непривычной обстановке. И, как правило, и здесь,
сохраняют свою деловитость: их деятельность носит конструктивный характер.
Легче приспосабливаются к обстоятельствам, находят свое место при различных
переменах, легче «вписываются» в новую обстановку. Более активны, хотят
руководить, вести за собой, Вопросы взаимоотношений с окружающими занимают в их
жизни небольшое место. Им важнее что-то делать вместе, чем просто общаться.
Проще относятся к требованиям выполнять правила общения, Не особенно
чувствительны к нарушениям, допускаемыми ми самими или другими детьми. Часто
спорят друг с другом, но обычно предпочитают самими разобраться в конфликте. За
редким исключением не склонны прибегать к взрослому как к арбитру. Редко
жалуются родителям и, воспитателям. Предпочитают независимость, Часто в глазах
старших оказываются в роли зачинщиков ссоры.
Девочки:
В непривычной обстановке теряются, с трудом находят себе занятия. Реже
проявляют инициативу в общении со сверстниками. Без помощи и поддержки
взрослого их деятельность носит деструктивный характер. Очень нуждаются в
эмоциональной поддержке. Виды деятельности однообразны. Ведут себя
организовано. Более чувствительны, чем мальчики, к межличностным отношениям.
Придают им большое значение. Тоньше реагируют на нормы, принятые в социальной
группе. Стараются следовать образцу поведения. Болезненно переживают допущенные
нарушения. Нередко спорят между собой, однако, в отличие от мальчиков, в
случаях конфликта или затруднения больше склонны апеллировать к старшим. Чаще
обращаются к взрослым с жалобами, в результате чего воспринимаются ими в роли
пострадавших (что не всегда справедливо).
Активность
Мальчики: более подвижны, менее усидчивы, смелее девочек Чаще
выражают готовность отвечать (по собственной инициативе, а не при стимуляции
взрослого) Не боятся ошибиться в ответе, не особенно заботятся о внешнем
эффекте. Менее исполнительны.
Девочки:
менее подвижны, более усидчивы, Реже выражают желание отвечать, даже если знают
правильный ответ. В отличии от мальчиков, боятся ошибиться, ориентированы на
похвалу взрослого, озабочены внешним эффектом.
Развитие
речи
Морфологическое созревание головного мозга, особенно его
левое полушария, у девочек происходит быстрее, чем у мальчиков.
Мальчики: словарный запас достаточно широкий, с годами увеличивается
особенно заметно за счет общих понятий. В речи преобладают глаголы, междометья,
т.е. слова передающие действия, а также местоимения, Речь менее связная, как у
девочек, потому что предпочитают не просто передать заученное содержание,
а понять его и выразить свое отношение. Склонны к выработке собственных
формулировок. В речи присуши обобщения. Чаще чем у девочек, встречаются
нарушения в звукопроизношении. Это связанно с тем, что механизм развития речи у
мальчиков более уязвим, и проходит более уязвим и проходит более длительный и
сложный путь. Внутренний мир мальчиков скрыт от нас: они реже раскрывают его в
словах. Даже когда они молчат, они думают, ищут решения. Читательские интересы
мальчиков отличаются от интересов девочек: они охотнее будут слушать тексты про
машины, оружие, про все, что связанно с техникой, спортом, войнами.
Девочки:
превосходят мальчиков в вербальных способностях. Словарный запас меньше, чем у
мальчиков. Речь более эмоциональная. Склонны к предметно-оценочной речи,
поэтому в ней преобладают имена существительные, прилагательные, отрицания,
утверждения. Быстрее осваивают грамматические основы речи. Больше откликаются
на правильно построенные фразы, четко выстроенную логику. У девочек речь более
связная. Хорошо удерживают в памяти заученное. Предпочитают запомнить, а не
понять. Склонны к ответам заученными фразами. Меньше стремятся к выработке собственных
формулировок. В ответах прибегают к описательности и передаче множества
подробностей. Гораздо лучше принимают подсказку, наводящие вопросы взрослых.
Предпочитают анализировать. Акцентируют внимание на людях, больше говорят о них
самих, чем об их действиях. Наиболее ценными для девочек являются нравственные
качества. Читательские интересы девочек ориентированы на сферу их
непосредственного бытия: более заинтересованно воспринимают описание нарядов
людей и кукол. Имеют более высокий общий уровень ориентировки в структуре
народной волшебной сказки по сравнению с мальчиками.
Интересы.
Мальчики: круг интересов достаточно широк, нередко выходит за пределы
образовательной программы. Пространство, в котором находятся интересующие
мальчиков объекты, практически не ограничено. Игры опираются на «дальнее
зрение». Если мало пространства, они осваивают вертикальное пространство.
Вместе с тем, многое из непосредственного окружения ускользает от внимания
мальчиков, поэтому в быту они иногда беспомощны.
Девочки:
круг интересов несколько уже, чем у мальчиков. Игры больше опираются на
«ближнее зрение». Играют в ограниченном пространстве. Интересы охватывают
объекты непосредственного окружения, многое связано с бытом.
Отношение
к предметам
Мальчики: довольно часто приспосабливают предметы и игрушки для
различных целей, заняты тем, как бы найти им неожиданное применение. Им присущ
исследовательский интерес, вследствие чего они стремятся разобраться в строении
вещей, которые их окружают. Поэтому у них часто ломаются игрушки, но не
случайно, а специально, Это не неряшество, не небрежность, а выражение
активного начала. Больше девочек склонны анализировать целое, стремятся
проникнуть достаточно глубоко во внутренние особенности предмета.
Девочки:
чаще чем мальчики используют игрушки по назначению, руководствуясь требованиям
взрослого играть «как положено», Так как устройство игрушек их не особенно
интересует, игрушки ломают реже, В результате в результате этого
производят впечатление более воспитанных и аккуратных. Больше чем мальчики,
склонны оценивать новую вещь в целом, не вдаваясь глубоко в ее особенности,
частности.
Дисциплина
Мальчики
обычно создают больше шума, чем девочки. У них чаще встречаются нарушения. Не
склонны вуализировать свои отрицательные проявления. Склонны к
демонстративности. Реже хитрят «Трудные» мальчики излишне шумны, хотя если у
них развит интеллект, то из таких ребят обязательно будет толк. Менее
импульсивны, чем девочки, поэтому больше поддаются влиянию, доводам и
убеждениям.
Характеристика
личности.
Мальчики: не склонны к плановым действиям. Предпочитают
ориентироваться на ходу. Положительно воспринимают новое, неизведанное.
Любознательны. На новое реагируют чаще вопросом, что это? зачем? откуда?
почему? Предпочитают всему искать логическое объяснение. Их нелегко приучить к
самообслуживанию: неловко переодеваются, переобуваются, не знают с чего начать.
Неумело застилают постель. Более беспомощны, чем девочки. Ко всякому
обслуживающему труду приобщаются, как правило, без охоты. Нередко существует разрыв
между уровнем развития интеллекта и навыками самообслуживания. Спокойно
относятся к похвале и порицанию. Их нелегко растрогать, заставить смеяться или
плакать. Обычно менее самолюбивы и обидчивы. Реагируют, прежде всего, на
содержание и справедливые замечания, а не на тон его высказывания. Давая
мальчику задание, объясните ему, для чего это нужно выполнить. Мало
заботятся о своей внешности. Мальчики обычно хорошо работают тогда, когда
знают, что могут отличиться, реализовать свои возможности, и когда им ясен
смысл выполняемой работы.
Девочки:
могут планировать действия. Настороженно относятся к новому. На новое реагируют
эмоционально. Легче воспринимают то, что привлекло их внимание, хуже то,
что не интересно, на что нужно специально направлять внимание. Обращают
внимание преимущественно на конкретные, близкие и понятные предметы и явления,
непосредственно окружающие их. Чтобы убедиться в правильности какого-либо
общего положения, пробуют приложить его к конкретному случаю. Легко приучаются
к самообслуживанию. Находят в обслуживающем труде удовольствие. Обычно выглядят
умелее и ловчее мальчиков. Ближе мальчиков принимают похвалу и порицание. Легко
расстраиваются. Их не трудно рассмешить, подвержены внешним воздействиям.
Многое зависит от настроения. Более самолюбивы и обидчивы, чем мальчики. На тон
замечания реагируют острее, чем на содержание. Отрицательно относятся к
иронической или насмешливой форме выражения порицания. Проявляют повышенный
интерес к своей внешности. Девочки проявляют особую старательность тогда, когда
выполняемая ими работа находится в поле пристального внимания авторитетного
взрослого, когда уверены, что с ее помощью могут заслужить похвалу.
Изобразительная
деятельность
Мальчики: к цветам и их оттенкам не очень чувствительны, поэтому
рисунок может быть выполнен одним или несколькими цветами. Главное для
мальчиков – процесс рисования. Сюжет рисунков шире по замыслу, чем у девочек.
Предпочитают изображать технику, военные действия, транспорт – все, что
движется, т.е. рисунки мальчиков динамичны. Изображаемые люди часто схематичны,
но тоже находятся в движении. Рисунки свидетельствуют, что мальчики меньше, чем
девочки, способны очеловечивать окружающий мир. Иногда рисунки мальчиков
выглядят не очень аккуратно, но это часто следствие динамического изображения.
Не склонны апеллировать к образцу.
Девочки:
очень чувствительны к цветам, особенно ярким. Рисунки расцвечены, выразительны.
Главное для девочек - качество рисунка. Предпочитают изображать бытовые сюжеты
(дом, цветы, солнце, человека). Тщательно вырисовывают детали, особенно в
изображении людей. Но изображения застывшие, т.е. статичные. Именно поэтому
рисунки выглядят более аккуратными, чем у мальчиков. Если предложено рисование
по образцу, стремятся как можно ближе к нему подойти, скопировать, в этом видят
достоинство своей работы. Очень важно учитывать перечисленные особенности
мальчиков и девочек в воспитании и обучении. Но их нельзя рассматривать в
отрыве от особенностей характера, мышления, уровня эмоциональности, реакции на различные
события и явления, активности и других качеств детей. В целом оба пола
психологически равноценны и обладают взаимными преимуществами (как, впрочем, и
недостатками) лишь в определенных ситуациях и отношениях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий