Официальный блог воспитателей МБДОУ "Детский Сад №293 города Челябинска"

Половинкиной Елены Геннадьевны и Гареевой Юлии Сергеевны

воскресенье, 27 октября 2013 г.

Лексико-грамматические упражнения по теме: «МЕБЕЛЬ»
Образование относительных прилагательных:

«Какая бывает мебель?»
Из какого материала делают мебель?
Мебель из дерева (какая?) – Мебель из дерева – деревянная
Мебель из стекла (какая?) – Мебель из стекла – стеклянная
Мебель из металла (какая?) – Мебель из металла – металлическая
Мебель из пластмассы (какая?) – мебель из пластмассы – пластмассовая
«Для чего, для кого предназначена мебель?»
Стол, за которым обедают (какой?) – Обеденный стол
Стол, за которым пишут (какой?) – Письменный стол
Стол, на котором стоит компьютер (какой?) – Компьютерный стол
Стол, на котором лежат журналы (какой?) – Журнальный стол
Шкаф для книг (какой?) – Книжный шкаф
Шкаф для белья (какой?) – Бельевой шкаф
Шкаф для одежды (какой?) – Одежный шкаф
Мебель для детей (какая?) – Детская мебель

Образование множественного числа существительных
«Один – несколько»
- Я назову один предмет, а ты назови несколько предметов. (Рекомендуется использовать парные картинки)
стол – столы
шкаф – шкафы
стул – стулья
полка – полки
диван – диваны
кресло – кресла
комод – комоды
табуретка – табуретки

«Один – много» «Договори слово»
У меня один стол, а в магазине продается много …. (столов).
У меня один диван, а в магазине много … (диванов).
У меня один шкаф, а в магазине много … (шкафов).
У меня одна полка, а в магазине много … (полок).
У меня одна кровать, а в магазине много … (кроватей).
«О чем ты думаешь?»
- Подумай, какую мебель ты хочешь купить. Скажи, о чем ты подумал.
Я подумал о диване, о кресле, о шкафе, о комоде, о столе, о стуле, …
Я подумал о диванах, о креслах, о шкафах, о комодах, о столах, …

Образование существительных с уменьшительно - ласкательным значением
«Большой – маленький»
- Я назову настоящую, большую мебель, назови игрушечную, маленькую мебель.
Большой шкаф – маленький шкафчик
Большой стул – маленький стульчик
Большая кровать – маленькая кроватка
Большой диван – маленький диванчик
«Договори слово»
У меня диванчик, а у тебя? – У меня диванчики
У меня табуретка, а у тебя? – У меня – табуреточки
У меня кроватка, а у тебя? – У меня кроватки
У меня полочка, а у тебя? – У меня полочки

Употребление предлогов
«Выполни действия» «Скажи, где находиться»
" положи кубик: на стул, под стул, за …, около …, между …, перед …, в … .
Куда ты положил кубик?
– Я положил кубик на стол.
- Я положил кубик под стул.
- Я положил кубик в ящик.
- Я положил кубик перед диваном.
" возьми кубик: из коробки, со стола, из-под …, из-за …
Откуда ты взял кубик?
– Я взял кубик со стола.
- Я взял кубик из ящика.
- Я взял кубик из-под стула.

Расширение и активизация словаря
 «Кто больше подберет слов»
Что делают с мебелью? – покупают, ставят, вытирают, собирают, чистят, ломают, двигают, переставляют, выбрасывают,

Упражнение в согласовании прилагательных и существительных в мужском, женском, среднем роде.
1.Какая может быть кровать? – деревянная, детская, мягкая, застеленная, удобная, прямоугольная, низкая, новая,…
Какой может быть стол? – новый, детский, деревянный, кухонный, низкий, грязный, чистый, обеденный, сломанный, старый, …
Какое может быть кресло? – удобное, мягкое, уютное, огромное, новое, купленное, красивое, старое, сломанное, … 

2. «Что есть у мебели? Назови части мебели»
Что есть у дивана? – У дивана есть ножки, сиденье, спинка, подлокотники, подушки.
Что есть у стола? – у стола есть ножки, столешница
Что есть у стула? – У стула есть сиденье, спинка, ножки
Что есть у шкафа? – У шкафа есть стенки, двери, полки, ящики, ручки, ножки.
Что есть у кровати? – У кровати есть ножки, изголовье, матрац.

3. «Подумай и ответь»
У какой мебели есть ножки? – Ножки есть у стола, у стула, у кровати, у дивана.
У какой мебели есть сиденье? – Сиденье есть у стула, у табуретки, у кресла, у дивана.
У какой мебели есть спинка? – Спинка есть у стула, у кресла, у дивана

Развитие связной речи.
«Для чего нужна мебель?»
Для чего нужен шкаф?
- В шкаф складывают одежду.
- В шкафу хранят посуду.
- В книжном шкафу хранят книги.
Для чего нужен стул?
- На стуле сидят.
Для чего нужен диван?
- На диване сидят, спят, отдыхают, лежат.
Для чего нужен стол?
- На стол ставят посуду, за столом едят, за столом рисуют, пишут.

«Наведи порядок»
Куда ты уберешь платье? – Я уберу платье в платяной шкаф.
Куда ты положишь книгу? - Я положу книгу в книжный шкаф.
Куда ты поставишь тарелку? - Я поставлю тарелку на обеденный стол.
Куда ты положишь подушку? – Я положу подушку на кровать (на диван).
Куда ты уберешь кастрюлю? – Я уберу кастрюлю в кухонный шкаф.
Куда ты положишь журнал? – Я положу журнал на журнальный стол.
«Расскажи о мебели»
Составление описательных рассказов о мебели, ее составных частях, о ее назначении, материале, из которого она сделана, о действиях, производимых с нею (с использованием предлогов).
План рассказа:
Назови что это.
Назови части.
Из какого материала сделана?
Для чего нужна?
Что с ней можно делать?
Это диван. У дивана есть сиденье, спинка, подлокотники и подушки. Диван сделан из дерева и обтянут тканью. На диване сидят, отдыхаю и спят. Диван можно купить в магазине.
«Придумай загадку о мебели»
·         Это мебель. У него есть ножки, спинка и сиденье. На нем сидят. Что это?
·         Это мебель. У него есть спинка, сиденье, подлокотники. Он большой и мягкий. На нем можно сидеть, лежать. Что это?


Комментариев нет:

Отправить комментарий