Игры и упражнения к теме «Бытовая техника и приборы, инструменты»
«Кто на чём играет?»
Цель: обогащать представления детей о многообразии
музыкальных инструментов; стимулировать мыслительные операции обобщения и
классификации.
Игровое правило: действовать по сигналу, пока
звучит музыка, в соответствии с картинкой.
Игровое действие: выбирать картинки (инструменты) в соответствии с символом, объяснить
свой выбор.
Материал: наборы предметных картинок по
нескольким группам классификации; музыкальные инструменты, игрушки, звучащие
предметы.
Ход игры
Воспитатель
на столе раскладывает музыкальные инструменты, игрушки и звучащие предметы. На
другом столе в трёх секторах разложены картинки-символы: струнные, ударные,
духовые инструменты.
Пока
звучит музыка, дети движутся вокруг символов. С окончанием музыки
останавливаются. Кто на каком секторе остановился, выбирает себе на другом
столе соответствующий инструмент (игрушку, предмет).
С
началом мелодии дети подыгрывают на своих инструментах. По её окончании —
раскладывают свои инструменты на соответствующий сектор с символом. Кто ошибся,
выбывает из игры.
«Что было? Что будет?»
Цель: закреплять знания детей о прошлом,
настоящем и будущем предметов бытовой техники, инструментов; уточнять
представления о материалах, из которых создаются предметы; обогащать
представления детей об изобретательности людей, взаимосвязи многих профессий;
способствовать развитию у детей памяти, внимания, воображения, речи;
воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира.
Материал: карточки для построения логической цепочки из
нескольких звеньев.
Игровые правила: правильно подобрать карточки, сложить их и
объяснить логику построения цепочки.
Игровые действия: выстроить картинки в логическую цепочку.
Ход игры
Взрослый показывает
конверт с письмом, в котором мальчик Познайка просит детей рассказать о том,
как появились, как изменялись и совершенствовались те или иные предметы. Он
прислал нам картинки интересующих его современных предметов.
Вариант 1. Воспитатель показывает детям картинки с изображением этапов
эволюции любого современного предмета быта и предлагает разложить в ряд
картинки, которые рассказывают об эволюции этого предмета по порядку, в той
последовательности, как его придумывали люди. Надо быть внимательными,
возможно, некоторые предметы пропущены.
Затем предлагает
составить рассказ: что чем было и каким стало? Рассказать о назначении древних
предметов. Почему человек изменял некоторые предметы?
Вариант 2. «А что потом?»
Взрослый оставляет
сложенные детьми эволюционные ряды и предлагает назвать и нарисовать возможно
пропущенные этапы эволюции данного предмета, а затем придумать каким он будет в
далёком будущем.
Вариант 3. На столах разложены картинки с изображением прошлого,
настоящего и будущего различных предметов.
Педагог предлагает детям
составить цепочки путешествий в прошлое, настоящее и будущее предметов быта —
лампочки, стиральной машины, пылесоса и т.д.
Вариант 4. Придумать и дополнить такие ряды самостоятельно.
«Ремонтная мастерская»
Цель: закрепить умение детей называть части
предмета, выделять его функцию и материал, а также узнавать предмет по
названной части или детали; вызывать стремление активно помогать в посильном
мелком ремонте предметов.
Материал: картинки с изображением деталей предметов
бытовой техники, инструментов; предметные картинки готовых изделий; материал
для детского творчества (карточки подходящего к картинкам размера, цветные
карандаши и др.); игрушки кот и собака.
Игровые правило: побеждает команда, первой правильно собравшая
детали к своему предмету.
Игровое действия: найти картинки деталей к предъявленному на общей
картинке предмету, назвать их, дополнить более мелкими деталями самостоятельно.
Ход игры
Педагог рассказывает,
что кот Матроскин и пёс Шарик открыли в деревне Простоквашино мастерскую по
ремонту различных предметов бытовой техники. У них накопилось много работы. Они
просят детей о помощи — необходимо подобрать детали для готового изделия.
Вариант 1. Воспитатель показывает картинку собранного
предмета бытовой техники, а дети называют его детали, не повторяя их.
Выигрывает ребёнок, последним назвавший правильное слово.
Вариант 2. Все дети делятся на 4 команды — по количеству
картинок с изображением собранного предмета. Взрослый раскладывает картинки деталей
предметов на столах вперемешку, а изображения собранных предметов раздаёт
командам. Согласно заданию команды дети ищут и собирают детали своего предмета.
Вариант 3. Педагог предлагает командам дополнить детали к
своим предметам.
«Хитрый фотограф»
Цель: стимулировать развитие памяти детей,
наблюдательности, классификацию мыслительных операций обобщения.
Игровое действие: называть картинки.
Игровые правила: отвечает только «фотограф»,
называет предметы только названной категории. Ошибающийся выбывает. Побеждает
тот, кто правильно «сфотографировал» все предметы.
Ход игры
Воспитатель раскладывает
перед детьми набор картинок: инструменты, бытовые приборы, измерительные
приборы, электротехника.
Воспитатель. У нас сегодня в группе необычный фотоаппарат. Он
будет фотографировать не все предметы, а только предметы одного признака.
Сфотографируйте только музыкальные инструменты.
Дети имитируют
движениями рук процесс фотографирования и называют по порядку все картинки,
которые указывает воспитатель.
Затем один ребёнок берёт
«хитрый фотоаппарат» и называет свои «фотографии» — картинки музыкальных
инструментов, которые он запомнил.
Остальные дети при
правильном ответе хлопают в ладоши, при ошибке топают ногами.
Игра повторяется:
Сфотографируйте только кухонные электроприборы; только измерительные приборы и
т.д.
«Предметы, облегчающие труд»
Дидактическая
задача: побуждать детей выделять предметы, облегчающие труд на строительстве;
объяснять, что они могут улучшить качество, скорость выполнения действий.
Материал: картинки с изображением различных предметов
бытовой техники, а также предметов, облегчающих труд человека в быту; фишки.
Задание 1. Педагог раскладывает все картинки на столе и
предлагает участникам игры выбрать картинки с изображением предметов, помогающих
людям в быту. Дети по очереди берут картинки, называют предмет, рассказывают,
как он служит человеку. Тот, кто ответил правильно, получает фишку.
Задание 2. Затем на столе раскладываются картинки с
изображением предметов, облегчающих труд людей в быту. Взрослый описывает один
из предметов. Ребёнок, первым отгадавший его, получает фишку. Выигрывает
участник, набравший большее число фишек. Ведущим может быть и ребёнок.
«Умозаключения»
Дидактическая
задача: упражнять детей в установлении причинно-следственных связей; развивать
связную речь при объяснении своих ответов.
Материал: карточки с фразами для ведущего – взрослого.
Задание: закончи
предложение.
Домофон нужен, чтобы…
В холодильнике сама выключается лампочка, потому что…
Я могу петь вместе с телевизором, потому что… (купили
караоке).
Бабушка взбивала миксером тесто, чтобы…
Ковёр не выносят на улицу, потому что купили…(пылесос).
Мальчишки не боятся запачкать одежду на улице, потому что…
(легко отстирать в стиральной машине).
Мы дома обходимся без газовой плиты, потому что на кухне
появилась… (печь СВЧ).
Легко фотографировать разные события, потому что всегда с
собой… (телефон с встроенной фотокамерой).
Я могу общаться с ровесниками из любой страны мира, потому
что… (подключаюсь к Интернету)
Детям предлагается придумать самим такие вопросы и задать
их своим друзьям и родителям.
Комментариев нет:
Отправить комментарий