Лексико-грамматические упражнения по теме: «ПОСУДА»
«Назови и покажи какую посуду ты знаешь»
Цель:
расширение и активизация словаря.
Ложка, вилка, нож, тарелка, ….
Ложка, вилка, нож, тарелка, ….
«Наведи
порядок»
Цель: активизация словаря, образование относительных прилагательных.
- Назови и разложи посуду. На первую полку кухонную посуду, на вторую – столовую посуду, на третью – чайную посуду.
Цель: активизация словаря, образование относительных прилагательных.
- Назови и разложи посуду. На первую полку кухонную посуду, на вторую – столовую посуду, на третью – чайную посуду.
Кухонная
– кастрюля, сковорода, половник, чайник…
Столовая – тарелка, ложка, вилка, нож…
Чайная – чашка, сахарница, чайная ложка, блюдце…
Столовая – тарелка, ложка, вилка, нож…
Чайная – чашка, сахарница, чайная ложка, блюдце…
Игра «Я
накрываю на стол»
Цель: активизация словаря, развитие связной речи, употребление существительных в винительном падеже.
- Какую посуду ты поставишь на стол, если будешь пить чай?
Я буду пить чай. – Я поставлю на стол чашку, блюдце, чайник, чайную ложку, сахарницу, конфетницу…
- Какую посуду ты поставишь на стол, если будешь обедать?
Я накрываю стол к обеду. – Я поставлю глубокую тарелку для супа, мелкую тарелку для второго, положу столовую ложку, вилку, нож.
Цель: активизация словаря, развитие связной речи, употребление существительных в винительном падеже.
- Какую посуду ты поставишь на стол, если будешь пить чай?
Я буду пить чай. – Я поставлю на стол чашку, блюдце, чайник, чайную ложку, сахарницу, конфетницу…
- Какую посуду ты поставишь на стол, если будешь обедать?
Я накрываю стол к обеду. – Я поставлю глубокую тарелку для супа, мелкую тарелку для второго, положу столовую ложку, вилку, нож.
«Часть и
целое»
Цель: активизация словаря, употребление существительных в родительном падеже с предлогом.
- Скажи, что есть у чайника. – У чайника есть носик, ручка, крышка, донышко, стенки.
- Скажи, что есть у кастрюли. – У кастрюли есть дно, стенки, крышка, ручки.
- Скажи, что есть у чашки. – У чашки есть стенки, дно, ручка.
Цель: активизация словаря, употребление существительных в родительном падеже с предлогом.
- Скажи, что есть у чайника. – У чайника есть носик, ручка, крышка, донышко, стенки.
- Скажи, что есть у кастрюли. – У кастрюли есть дно, стенки, крышка, ручки.
- Скажи, что есть у чашки. – У чашки есть стенки, дно, ручка.
«Для
чего нужна посуда»
Цель: расширение и активизация глагольного словаря.
- Скажи, для чего нужна посуда.
В посуде готовят, жарят, варят, заваривают, хранят еду
Что делают с посудой? – Посуду покупают, моют, вытирают, разбивают, убирают, ставят (на стол)…
Цель: расширение и активизация глагольного словаря.
- Скажи, для чего нужна посуда.
В посуде готовят, жарят, варят, заваривают, хранят еду
Что делают с посудой? – Посуду покупают, моют, вытирают, разбивают, убирают, ставят (на стол)…
«Кто
больше подберет слов»
Цель: расширение и активизация глагольного словаря, словаря признаков.
Цель: расширение и активизация глагольного словаря, словаря признаков.
Чашка (что делает?) – стоит, украшает,
разбивается, лопается, падает…
Чашка (какая?) – красивая, фарфоровая, голубая,
расписная, тонкая, легкая, детская, чайная, праздничная…
Ложка (какая?) – столовая, металлическая,
блестящая, серебряная, новая, чистая, грязная, новая, старая, чайная…
То же с другими предметами посуды.
«Подбери
слова и закончи предложение»
Цель: расширение и активизация глагольного словаря.
Мама суп … (варит, наливает, ест)
Бабушка котлеты … (жарит, готовит)
Папа чай … (наливает, заваривает, пьет)
Я чашку … (мою, вытираю, ставлю)
Цель: расширение и активизация глагольного словаря.
Мама суп … (варит, наливает, ест)
Бабушка котлеты … (жарит, готовит)
Папа чай … (наливает, заваривает, пьет)
Я чашку … (мою, вытираю, ставлю)
«Из чего
делают посуду?» «Какая посуда?»
Цель: образование относительных прилагательных.
Моя вилка из металла. – Она металлическая.
Мой нож и пластмассы. – Он пластмассовый.
Моя тарелка из глины. – Она глиняная.
Моя чашка из стекла. – Она стеклянная.
Моя чашка из фарфора. – Она фарфоровая.
Цель: образование относительных прилагательных.
Моя вилка из металла. – Она металлическая.
Мой нож и пластмассы. – Он пластмассовый.
Моя тарелка из глины. – Она глиняная.
Моя чашка из стекла. – Она стеклянная.
Моя чашка из фарфора. – Она фарфоровая.
«Подбери
слова»
Цель: упражнение в согласовании существительных с прилагательными в мужском, женском, среднем роде.
Цель: упражнение в согласовании существительных с прилагательными в мужском, женском, среднем роде.
- Про какую посуду можно сказать «стеклянный»,
«стеклянная», «стеклянное»?
Стеклянный
– стакан, бокал, чайник
Стеклянная – ваза, чашка, тарелка
Стеклянное – блюдо, блюдце
Стеклянная – ваза, чашка, тарелка
Стеклянное – блюдо, блюдце
-
Про какую посуду можно сказать «металлический», «металлическая»,
«металлическое»?
Металлический – нож, стакан, чайник, половник
Металлическая – кастрюля, сковорода, тарелка, ложка, вилка, кружка
Металлическое – блюдо
Металлический – нож, стакан, чайник, половник
Металлическая – кастрюля, сковорода, тарелка, ложка, вилка, кружка
Металлическое – блюдо
То же с другими словами – признаками.
«Было и
нет»
Цель: употребление в речи имен существительных в родительном падеже.
Цель: употребление в речи имен существительных в родительном падеже.
Я убирал(а) со стола. На столе нет тарелки, нет
чашки, нет ложки, нет кастрюли….
В магазине было много посуды. Я пришел(а) и все
купил(а). И теперь в магазине нет тарелок, нет ложек, нет вилок, нет чашек, нет
кастрюль….
«Большой
– маленький»
Цель: образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
Цель: образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
- Я
назову большую посуду, а ты маленькую.
Чашка – чашечка
ложка – ложечка
половник – половничек
блюдце – блюдечко
кастрюля – кастрюлька
нож – ножичек
Чашка – чашечка
ложка – ложечка
половник – половничек
блюдце – блюдечко
кастрюля – кастрюлька
нож – ножичек
«Один –
несколько» (с использованием парных предметов или картинок)
Цель: образование и употребление имен существительных во множественном числе.
Покажи, где кастрюля. – Вот кастрюля.
Покажи, где кастрюли. – Вот кастрюли.
Цель: образование и употребление имен существительных во множественном числе.
Покажи, где кастрюля. – Вот кастрюля.
Покажи, где кастрюли. – Вот кастрюли.
Скажи,
что это? – Это тарелка.
Скажи, что это? – Это тарелки.
Скажи, что это? – Это тарелки.
«Один –
много» «Договори слово»
Цель: образование и употребление имен существительных в родительном падеже во множественном числе.
Цель: образование и употребление имен существительных в родительном падеже во множественном числе.
Посмотри,
на столе одна ложка, а на полке много … ложек.
Посмотри, на столе одна вилка, а на полке много… вилок.
Посмотри, на столе один нож, а на полке много…. ножей.
Посмотри, на столе одна вилка, а на полке много… вилок.
Посмотри, на столе один нож, а на полке много…. ножей.
«Посчитай
от 1 до 10 и обратно»
Цель: согласование имен существительных с числительными.
• один чайник, два чайника, … , пять чайников, ….
• одна глиняная ваза, две глиняные вазы, … , десять глиняных ваз.
И т.д.
Цель: согласование имен существительных с числительными.
• один чайник, два чайника, … , пять чайников, ….
• одна глиняная ваза, две глиняные вазы, … , десять глиняных ваз.
И т.д.
«Прятки»
Цель: употребление в речи предлогов.
Где нож? – Нож в ящике, на столе
Где суп? – Суп в кастрюле, в тарелке, в ложке
Где чайник? – Чайник на столе, в буфете
И т.д.
Цель: употребление в речи предлогов.
Где нож? – Нож в ящике, на столе
Где суп? – Суп в кастрюле, в тарелке, в ложке
Где чайник? – Чайник на столе, в буфете
И т.д.
Комментариев нет:
Отправить комментарий